Кинозал МАЛЫШКА

Девчонкам и мальчишкам

Совместные ролевые игры

load...

Игры с партнерами-сверстниками (группа детей третьего и четвертого года жизни)

После того как дети научились включаться в ролевую игру со взрослым и самостоятельно осуществлять специфические для роли игровые действия, их необходимо переводить к совместной ролевой игре с партнером-сверстником.

Какие умения требуются для этого? Ребенок должен уметь обозначить свою игровую роль для партнера-сверстника, понять, какую роль взял на себя партнер, и развернуть с ним ролевой диалог, т. е. разговаривать с ним не как Петя с Машей, а, к примеру, как «доктор» с «пациентом».

Основным приемом формирования этих умений является совместная игра воспитателя с двумя детьми. Педагог развертывает сюжеты, отталкиваясь от парных взаимодополнительных ролей, где основная роль (например, доктор, продавец, шофер) составляет смысловое единство с дополнительной (больной, покупатель, пассажир). Младшим дошкольникам такие взаимосвязи ролей наиболее доступны и понятны.

Воспитатель приглашает двоих детей поиграть вместе с ним. Одному предлагается основная роль (например, продавца). Взрослый берет себе дополнительную (покупателя) и предлагает такую же второму ребенку («Катя, давай мы с тобой покупатели, пришли в магазин»). Развертывая игру, воспитатель вступает в ролевой диалог с ребенком, выполняющим основную роль (т. е. воссоздает в игре разговор покупателя с продавцом), а затем по смыслу сюжета уступает место второму ребенку, выполняющему дополнительную роль («Я уже все купила, теперь очередь следующего покупателя. Катя, теперь твоя очередь»). Аналогичным образом можно развернуть игру «в доктора — больных», «в шофера — пассажиров» и т. п. В таких играх у детей возникает необходимость взаимодействовать друг с другом.

В ходе совместной игры воспитатель своими вопросами, репликами как бы «изнутри» игровой роли старается максимально активизировать ролевую речь партнера-ребенка. В то же время ролевая речь взрослого служит образцом для второго ребенка, участвующего в игре.

Чтобы обратить внимание детей на ролевой диалог как необходимое условие совместной игры, целесообразно на время игры взрослого с детьми свести до минимума число сюжетных игрушек; ролевые действия лучше осуществлять с предметами-заместителями или с воображаемыми предметами. Таким образом, центр игры смещается с предметных действий на разговор персонажей. Игру можно проводить на прогулке, когда ограничение числа игрушек является вполне естественным.

Для формирования умений, необходимых ребенку при развертывании ролевой игры со сверстником, воспитатель может использовать и другие методические приемы, суть которых – создать игровые ситуации, отвлекающие детей от предметных действий и переключающие участников игры на речевое взаимодействие персонажей. Одна из таких ситуаций, на которой мы остановимся подробнее, может быть создана с помощью очень простых игрушек – телефонов. Это игра воспитателя с детьми «в телефонный разговор». Разумеется использовать этот прием можно только в том случае, если дети представляют назначение настоящего телефона.

Ввести детей в такую ситуацию можно, организовав групповую игру по мотивам известного стихотворения К. И. Чуковского «Телефон». Воспитатель вносит в группу три игрушечных телефона и предлагает: «Ребята, давайте поиграем «в телефон». Я как будто Чукоша. У меня звонит телефон. Коля, давай ты мне звонишь. Кто говорит? Слон?» Взрослый – «Чукоша» развертывает ролевой диалог со «Слоном» и далее – поочередно со всеми персонажами стихотворения, роли которых предлагаются детям. Участникам игры, которым не хватило игрушечных телефонов, воспитатель предлагает действовать с воображаемым предметом (прижать кулачок к уху, как будто он держит телефонную трубку). Через день-два после такой подготовки можно приступать к игре «в телефонный разговор» с парами детей.

Для игры используются известные сюжеты («дочки-матери», «больница», «магазин» и т. п.) с парными взаимодополнительными ролями. Первоначально, чтобы помочь детям включиться «в телефонные разговоры», воспитатель распределяет роли следующим образом: себе берет основную (например, «доктора»), детям предлагает одинаковые дополнительные (например, «пациентов»).

Совместные ролевые игрыНачиная игру, педагог обозначает условное игровое пространство, вводит смысловую ситуацию и предлагает роли двоим детям: «Давайте опять «в телефон» поиграем, только по-другому. Вот ваши телефоны, а это мой. Здесь у меня больница. Я доктор. А вы больные девочки, каждая в своем доме. Давайте вы мне позвоните и вызовите врача. Дзынь… Мой телефон звонит. Алло! Это доктор у телефона. Кто мне звонит? Больная девочка? Что у тебя болит?» Воспитатель развертывает ролевой диалог с одним ребенком (выясняет характер «болезни», предлагает «больной» прийти в больницу или, наоборот, обещает приехать к ней домой и т. п.), а затем переходит к взаимодействию со вторым участником: «Опять у меня телефон звонит. Дзынь… Это доктор. Кто это мне звонит? Еще больная?» Диалог со вторым ребенком строится аналогичным образом, но воспитатель несколько изменяет содержание своих вопросов, реплик, отталкиваясь от ролевых высказываний ребенка.

Таким образом педагог развертывает «разговор по телефону» с каждым из детей поочередно. Если ребята с трудом втягиваются в ролевой диалог, можно продолжить игру (теперь «доктор» звонит сам каждому из «пациентов» и дает врачебные советы).

Не следует резко обрывать игру, лучше предложить смысловое обоснование для ее окончания: «Теперь у доктора перерыв на обед. Пойдемте-ка посмотрим, что делают ребята». Если вокруг собрались дети-наблюдатели, воспитатель может обновить состав играющих: «Давайте вы уже поправились и пошли гулять, а мне другие больные звонят» (места у телефонов предлагаются другим детям).

На следующем этапе воспитатель, включая детей в игру, не только развертывает «телефонный» ролевой диалог с каждым из них поочередно, но и стимулирует диалог детей друг с другом. Наиболее подходящими для такой игры является набор «семейных» ролей: мама – папа – дочка, мама – папа – сын, мама – дочка – бабушка и т. п.

К примеру, воспитатель берет на себя роль «мамы» и звонит по телефону одному из участников игры – «папе», обращаясь к нему с поручениями: сходить после работы в магазин, а сейчас позвонить «дочке» домой, узнать, как у нее дела, попросить подмести пол и т. п. В соответствии с таким сюжетом «папа» (один из детей) вынужден звонить «дочке» (второму ребенку, участвующему в игре). Затем воспитатель-«мама» может позвонить «дочке» и попросить ее с какой-либо целью позвонить «папе» на работу. Таким образом ребята вызываются на ролевые диалоги друг с другом.

Воспитатель должен иметь в виду, что дети сами без него не будут играть «в телефонные разговоры» (это и не является целью формирующих воздействий), однако в их самостоятельной совместной игре теперь появятся ролевые диалоги, называние своей роли и роли партнера, сопровождающие игровые действия с игрушками. После «телефонных игр» с воспитателем они будут более свободно развертывать ролевое взаимодействие друг с другом.

Формирование у детей умений называть игровую роль, обращаться к сверстнику в соответствии с его ролью, развертывать ролевой диалог возможно также в процессе групповых игр воспитателя с детьми по мотивам известных сказок, персонажи которых выполняют однотипные действия. Целесообразно использовать совсем простые сказки («Репка», «Теремок») и более сложные («Колобок», «Три поросенка», «Волк и козлята» и т. п.).

Воспитатель берет на себя роль первого появляющегося в сказке или центрального персонажа и последовательно вовлекает в игру детей. Групповые игры по сказочным сюжетам очень удобно проводить на прогулке, так как они не требуют игрушек. Пространство «теремка», «домиков поросят» может быть обозначено чертой на земле, скамейками и т. п. Не нужны для таких игр и ролевые атрибуты, достаточно словесного обозначения ролей. Действия персонажей по смыслу сюжетов обычно ограничиваются речевой и двигательной активностью (например, называть себя, разговаривать с «волком», прятаться в теремок или убегать от «волка» и т. п.), поэтому ролевые диалоги не «замаскированы» предметными действиями. В игре педагог не должен требовать от детей точного воспроизведения текста сказки, достаточно воссоздания общего смысла «разговора» персонажей.

По материалам: Воспитание детей в дошкольных учреждениях села (в условиях разновозрастной группы).
Авторы: Буре Роза Семеновна, Михайленко Нинель Яковлевна, Котырло Вера Кондратьевна


Чтобы не забыть вернуться, можно добавить ссылку на страницу
"Совместные ролевые игры" в любимый сервис:

Имя: (Обязательно)

eMail: (Обязательно)

Website:

Отзыв: